Д Ш И имени
М.А.Балакирева ОП
«Литературный театр» «К ВЫСОКОМУ» Художественный
руководитель театра: Муканова Светлана Васильевна Наш
адрес : 1-ая Новокузьминская ул., д.18. Телефон: 8(963) 770-92-42, 8(903) 546-91-90. Объявляется набор в театральную студию «Искусство звучащего слова». Как часто слово только звук. Уста обронят, ловят уши. А надо чтоб друг с другом вслух Людские говорили души. Д. Кугультинов В век малодушия, легкомыслия, упрощения, нивелировки человеческой личности мы обращаемся к дару высокому, человекообразующему – Слову. Слово – отражение мысли. Мысли – это человек. К человеку, сущностному его назначению на земле, мы стремимся. Изучая программу «Искусство звучащего слова», учащиеся припадают к живительному источнику русской словесности; открывают его сокровенный смысл, обогащают, изменяют, формируют свой внутренний мир, увлечённые глубиной, живостью, яркостью русского слова. И обогащая собой , привнося свою творческую уникальность, отдают людям – слушателям, тем самым влияя на развитие речевой культуры общества. Мы надеемся на это. Это наша сверхзадача. Для эффективного педагогического процесса мы стремимся грамотно и гармонично соединять творческое воздействие и практическую отдачу – конечный продукт, воплощённый в различные формы речевой драматургии (монтажи, композиции, концерты, вечера, представления , праздники). Обучающиеся должны прийти к самостоятельному открытию воздействия искусства звучащего слова на слушателя и к пониманию его значительной роли в человеческом обществе. Уровни педагогического влияния при изучении образовательной программы «Искусство звучащего слова»: общая культурная осведомлённость, «образованный ум и тонкое чувство»(А. Прокопович-Антонский), наполняемость словом (предметы «Этика и этикет», «Беседы об искусстве»). владение словом (предметы «Этика и этикет», «Культура речи»). творчество словом, воздействие словом («предметы: «Художественное слово», «Основы сценарного мастерства и режиссуры», «Сценическая практика»). Выбор тем для подбора материала и написания сценариев определяется следующими направлениями (векторами): • славная героическая история России. • воспитывающий нравственный идеал человека-героя. • лучшие нравственные проявления человека. • мир выдающихся мастеров русского слова (поэты, писатели, мыслители). • самостоятельная литературная проба пера. В исполнении, в поиске своего неповторимого личностного облика чтеца мы используем опыт лучших творцов искусства художественного чтения. Иллюстрацией первого тематического направления нашей работы следует назвать литературно- музыкальное представление «Воскресения день» (2004 г.) – памяти павших воинов в годы Великой Отечественной войны, документально–художественную композицию «Московской улицы огни»- к 70-летию битвы под Москвой (2010 г.) и др. Нравственным идеалом служит нам неиссякаемый по глубине и достижениям образ М.А.Балакирева. О его судьбе, стремлениях и делах создан цикл-трилогия: литературно-музыкальное представление «Русланисты» (2006г). Спектакль о встрече и пылкой плодотворной творческой дружбе музыкантов разных национальностей, любящих общую Родину, видевших своё призвание и долг в служении Отчизне на поприще музыки. Русский дух, воплощённый в «Руслане и Людмиле» Глинкой зажёг сердца «пятёрки», ведомой Балакиревым и ввёл нашу национальную музыку в русло мировой классики. симфоническая поэма-размышление «Русь» (2009г), где мы пробуем призвать слушателей к размышлению о достоинствах и опасностях русского национального характера ,пользуясь музыкой симфонической поэмы «Русь» М. А. Балакирева, прозой философа И.А. Ильина и народной русской поэзией. литературно-музыкальное представление «Балакирев»(2010г)- постановка о делах и идеалах М.А. Балакирева, узнанные по его письмам, воспоминаниям современников, поэтических аналогиях Н.Некрасова и философским трудам А.С. Хомякова. Трилогия: молодость, зрелость и опыт – итог жизни выдающегося отечественного деятеля и музыканта. Всё, что мы делаем, вынося на подмостки всегда проникнуто желанием высветить человеческую душу дивным притягивающим светом. Тематический концерт «Семь ступеней в небеса» (2010г) - это о семи нотах, могущих создать гармонию. «Рождественский огонёк» (2011г) – о добрых семейных традициях. Тематический вечер «Совет да любовь» (2011г) - о формировании семейных ценностей у подрастающего поколения. Авторов мы любим за разное. Сашу Черного мы выбираем за его трепетное неравнодушное перо и любовь. Любовь к детям. Любовь к Родине. Любовь к человеку. Литературный спектакль «Чужое солнце» (2009 г.) - это проза и поэзия, написанная в годы эмиграции, в годы разлада, отчаянья и все же о любви. Мы обращаемся, конечно, к Пушкину, к Г. Снегиреву, В. Далю, другим авторам и часто ко всему многообразию русской народной литературы. Пробовать перо мы решаемся нечасто. Дерзнули создать монтажи «Первый снег», «Последний снег» (2010 г) — проза и поэзия собственного сочинения. Достижением нашего коллектива может быть и то, что наша постановочная работа осуществляется совместно: учащиеся, родители и преподаватели. Сценическая жизнь стремится выйти из учебных залов. Мы выступаем в госпитале, санатории для ветеранов, школе — интернате, в средних школах, на открытых уличных площадках. Завершая маленький обзор нашей работы обозначим цель образовательной программы «Искусство звучащего слова». Формирование устойчивого интереса к высоким образцам художественной литературы, вырабатывая прочный навык культуры слова. Развитие творческого потенциала личности в исполнении различных форм речевой драматургии. Нравственный и духовный рост человека, приобщенного к лучшим проявлениям художественной и публицистической мысли. Благотворное воздействие воплощенным в зримые образы словом на слушателей. Муканова Светлана Васильевна преподаватель ОП «Искусство звучащего слова».