Главная » 2014 » Январь » 23 » Встреча в библиотеке 27 января 2014 года.
00:29 Встреча в библиотеке 27 января 2014 года. | |
Встреча была посвящена дню рождения великого русского писателя Антона Павловича Чехова (29 января 1860 года). Все фотографии наших встреч 2013 - 2014 года - http://my.mail.ru/mail/elena-maksimovich/photo?album_id=6846
Давайте вместе вспомним чудесные рассказы для детей "Каштанка", "Белолобый", "Мальчики", "Ванька Жуков" и др. Материал о Чехове, а также экранизацию многих его произведений можно посмотреть здесь - http://www.youtube.com/playlist?list=PLPvEbL8hx8MebHIWTDBM318_gi_3D6ghP.
Детство, юность и молодые годы. 17 (29) января 1860 года в небольшом домике на Полицейской улице (ныне — Чехова)в г. Таганроге в семье Павла Егоровича Чехова родился третий ребёнок — Антон. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства». Обучение Чехова началось в греческой школе в Таганроге; 23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 году как коммерческая, с 1866 года — классическая). В гимназии формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру; здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте́», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Платонович Покровский; здесь начались его первые литературные и сценические опыты. Музыка и книги пробуждали в юном Антоне Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, основанный в 1827 году. Впервые в театре Антон побывал в 13 лет, посмотрел оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» и вскоре стал страстным поклонником театра. Позднее в одном из своих писем Чехов скажет: «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…» Не случайно герои его первых произведений, таких как «Трагик», «Комик», «Бенефис», «Недаром курица пела», были актёрами и актрисами. Антон принимал участие в домашних спектаклях своего гимназического товарища Андрея Дросси. Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным этапом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений. Возможно, одной из таких фигур был и его учитель математики Эдмунд Дзержинский — отец будущего первого председателя ВЧК. В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В том же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И.М.Сеченова), где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других. В том же году брат Антона Иван получил место учителя в подмосковном городе Воскресенск. Ему была выделена большая квартира, в которой могла бы разместиться целая семья. Чеховы, жившие в Москве тесно, приезжали на лето к Ивану в Воскресенск. Там в 1881 году Антон Чехов познакомился с доктором П. А. Архангельским, заведующим Воскресенской лечебницей (Чикинской больницей). С 1882 года, будучи студентом, он уже помогал врачам больницы при приёме пациентов. В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице. По воспоминаниям П. А. Архангельского: Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. <…> Душевное состояние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей. С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, Д. С. Мережковским, В. И. Немировичем-Данченко, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова. С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. Позднее Чехов много путешествовал по Европе. Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена (c 1901 года), артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимает одно из выдающихся мест в труппе образованного в 1898 года МХТ (Станиславского). В 1900 году, при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Чехов был избран в число его почётных академиков. В 1902 г. Чехов вместе с В. Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почётные академики. Псевдонимы Чехова. Как и всякий писатель-юморист, Чехов пользовался десятками всевозможных псевдонимов. До сих пор они раскрыты далеко не полностью, поскольку и сам Чехов при подготовке собрания сочинений для А. Ф. Маркса не мог припомнить принадлежности всех своих ранних рассказов. Функция псевдонима юмориста состояла не столько в сокрытии подлинного авторства, сколько в забавлении читателя, желании его заинтриговать (отсюда вариативность, нарочитая запутанность — читатель должен был попытаться сам угадать авторство рассказа). Зачастую псевдоним — необходимый элемент композиции конкретного рассказа, часть литературного фарса и не может быть правильно раскрыт вне его контекста. В редких случаях подоплёка того или иного псевдонима Чехова могла быть известна лишь узкому кругу его знакомых и требовала дополнительной расшифровки. Ниже приводится список из 42 псевдонимов писателя, известных чеховедению к концу прошлого века: А. П., А. П.Ч-в, Антоша, Антоша Ч., Антоша Ч.***, Антоша Чехонте, А-н Ч-те, Ан. Ч., Ан. Ч-е, Анче, Ан. Че-в, А. Ч., А.Ч-в, А.Че-в, А Чехонте, Г. Балдастов, Макар Балдастов, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Гайка № 6, Гайка № 9, Грач, Дон Антонио Чехонте, Дяденька, Кисляев, М.Ковров, Крапива, Лаэрт, Прозаический поэт, Рувер, Рувер и Ревур, Улисс, Ц., Ч. Б. С., Ч. без с., Человек без селезёнки, Чехонте, Ч.Хонте, А., Шампанский, …въ, Z. По настоянию А. С. Суворина свои «серьёзные» произведения в «Новом времени» Чехов начинает публиковать за полной фамилией, продолжая одновременно традицию литературного псевдонима в юмористической журналистике. Экранизации произведений. Чехов до сих пор остается лидером по числу зарубежных экранизаций русской классики — его произведения становились основой для кино/телеверсий около 200 раз[45]. 1909 — Хирургия 1911 — Роман с контрабасом 1926 — Каштанка 1929 — Чины и люди 1938 — Маска 1938 — Медведь 1939 — Человек в футляре 1939 — Хирургия 1941 — Юбилей 1944 — Свадьба 1952 — Каштанка 1953 — Беззаконие 1954 — Анна на шее 1954 — Шведская спичка 1955 — Попрыгунья 1956 — Невеста 1957 — Сапоги 1958 — Ведьма 1960 — Враги 1960 — Драма 1960 — Дама с собачкой 1960 — Дом с мезонином 1960 — Месть 1961 — Дуэль 1964 — Аптекарша 1964 — Дуэль 1964 — Три сестры 1965 — Лебединая песня 1965 — Учитель словесности 1966 — В городе С. (Реж. И. Хейфиц; Ленфильм) 1966 — Душечка 1966 — Шуточка 1967 — Крыжовник 1968 — Три года (Реж. Г. Никулин) 1969 — Главный свидетель 1969 — Семейное счастье 1969 — Цветы запоздалые (фильм-спектакль, реж. А. Наль) 1970 — Дядя Ваня 1970 — Карусель 1970 — Чайка 1970 — Драма на охоте 1971 — На даче 1971 — Эти разные, разные, разные лица 1972 — Моя жизнь (Реж. Г. Никулин) 1973 — Плохой хороший человек 1975 — Каштанка 1976 — Театральные истории 1977 — Степь (Реж. С. Бондарчук; Мосфильм) 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино (Реж. Н. Михалков; Мосфильм) 1977 — Смешные люди! 1977 — Чеховские страницы 1978 — Мой ласковый и нежный зверь (Реж. Э. Лотяну; Мосфильм) 1980 — Три года 1981 — Рассказ неизвестного человека 1982 — Скучная история 1983 — Поцелуй 1983 — Кое-что из губернской жизни 1983 — Человек в футляре 1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад 1984 — Злой мальчик 1986 — Дядя Ваня (Реж. Г. Товстоногов) 1987 — Очи чёрные 1988 — Чёрный монах 1990 — Лебединая песня 1990 — Ныне прославися сын человеческий 1991 — Палата № 6 1992 — Господи, прости нас грешных 1992 — Милостивые государи 1993 — Если бы знать 1994 — Ваня на 42-й улице 1994 — Колечко золотое, букет из алых роз 1994 — Деревенская жизнь 1994 — Три сестры 1996 — Август 1998 — Чехов и Ко 2002 — Три дня дождя 2002 — Чеховские мотивы 2003 — О любви 2003 — Малышка Лили (La petite Lili) 2004 — Рагин (по повести «Палата № 6») 2005 — Чайка 2008 — Пари 2008 — Сад 2008 — Стреляй немедленно! 2009 — Палата № 6 (Реж. К. Шахназаров, А. Горновский; Мосфильм). 2009 — Беззаконие (мультфильм, режиссёр Наталья Мальгина) 2010 — Иванов (фильм, режиссёр Вадим Дубровицкий) 2010 — Белолобый (мультфильм, режиссёр Сергей Серёгин) Московские адреса: 1877 — Даев переулок, 29 — дом Морозова и Леонтьева на Сретенке (дом не сохранился). 1879 — Трубная улица, 36 — где «пахло сыростью и через окна под потолком виднелись одни только пятки прохожих». (Вокруг Чехова, с. 87-88; Жизнь Павла Чехова, с.181). В паспорте Чехова появляются сведения о прописке «в Москве, по Сретенке, 307, у церкви Никола-Драчи» (РГАЛИ)[49] (дом не сохранился). 1879 — Трубная улица, 23 — дом Савицкого; «С этой квартиры началась литературная деятельность Антона», — писал его брат. В то время здесь находились два двухэтажных строения — одно деревянное на каменном первом этаже, а другое каменное, надстроенное третьим этажом в 1893 году; оно дошло до нашего времени[50]. 1879 — Трубная улица, 28 — дом Внукова (дом не сохранился). 1881—1885 — Малый Головин переулок, 3 — дом купца П. З. Елецкого (сейчас это средняя часть четырёхэтажного дома. Тогда дом был двухэтажным на высоком полуподвальном этаже, его обстроили с обеих сторон в 1896 году, а в 1905 году надстроили и изменили фасад[50]). 1886—1890 — Садово-Кудринская улица, 6 — дом доктора А. Я. Корнеева. 1890—1892 — Малая Дмитровка, 29 — дом В. К. Фирганга (жил во флигеле в правой части двора, на втором этаже). 1894 — Большой Власьевский переулок, 9 — жил на одной квартире с писателем И. Н. Потапенко (дом не сохранился). 1899 — Успенский переулок, 1/12 (Малая Дмитровка, 12) — здесь жила сестра — М. П. Чехова. 1899 — Малая Дмитровка, 11/10 — Доходный дом А. А. Шешкова, квартира № 14. 1900, 1901 — Тверская улица, 6 (гостиница «Дрезден»). 1902 — Звонарский переулок, 2/14 — дом Фирсановой. 1902 — Звонарский переулок, 21 — дом Гонецкой. 1904 — Леонтьевский переулок, 24 — последний московский адрес. | |
|
Всего комментариев: 0 | |