Д Ш И имени М.А.Балакирева

       ОП «Литературный театр»

                           «К ВЫСОКОМУ»

    Художественный руководитель театра:

Муканова Светлана Васильевна

        Наш адрес :

       1-ая Новокузьминская ул.,

                                      д.18.

       Телефон:

              8(963) 770-92-42,

              8(903) 546-91-90.

          Объявляется набор в театральную студию «Искусство звучащего слова».

Как часто слово только звук.

   Уста обронят,  ловят уши.

   А надо чтоб друг с другом вслух

Людские говорили души.

Д. Кугультинов


  В век малодушия,  легкомыслия, упрощения, нивелировки человеческой личности мы обращаемся к дару высокому, человекообразующему  –  Слову.  Слово  –  отражение мысли. Мысли  –  это человек. К человеку, сущностному  его назначению на земле, мы стремимся.  Изучая программу «Искусство звучащего слова», учащиеся припадают к живительному источнику русской словесности; открывают его сокровенный смысл,  обогащают, изменяют,  формируют свой внутренний мир,  увлечённые глубиной, живостью, яркостью русского слова. И обогащая собой , привнося свою творческую уникальность,  отдают людям – слушателям, тем самым влияя на развитие речевой культуры общества. Мы надеемся на это. Это наша сверхзадача.

  Для эффективного педагогического процесса мы стремимся грамотно и гармонично соединять творческое воздействие и практическую отдачу – конечный продукт, воплощённый в различные формы речевой драматургии (монтажи, композиции, концерты, вечера, представления , праздники). Обучающиеся должны прийти к самостоятельному открытию воздействия искусства звучащего  слова на слушателя и к пониманию его значительной роли в человеческом обществе.

   Уровни педагогического влияния при изучении образовательной программы «Искусство звучащего слова»:

общая культурная осведомлённость, «образованный ум и тонкое чувство»(А. Прокопович-Антонский), наполняемость словом (предметы «Этика и этикет», «Беседы об искусстве»).

владение словом (предметы «Этика и этикет», «Культура речи»).

творчество словом, воздействие словом  («предметы: «Художественное слово», «Основы сценарного мастерства и режиссуры», «Сценическая практика»).


  Выбор тем для подбора материала  и написания сценариев определяется следующими направлениями (векторами):

славная героическая история России.

воспитывающий нравственный идеал человека-героя.

лучшие нравственные проявления человека.

мир выдающихся мастеров русского слова (поэты, писатели, мыслители).

самостоятельная литературная проба пера.

     В исполнении, в поиске своего неповторимого личностного облика чтеца  мы используем опыт лучших творцов искусства художественного чтения.

     Иллюстрацией первого тематического направления нашей работы  следует назвать  литературно- музыкальное представление «Воскресения день» (2004 г.) – памяти павших воинов в годы Великой Отечественной войны,  документально–художественную композицию «Московской улицы огни»- к 70-летию битвы под Москвой (2010 г.) и др.

  Нравственным идеалом  служит нам неиссякаемый по глубине и достижениям образ  М.А.Балакирева.

   О его судьбе, стремлениях и делах создан цикл-трилогия:

литературно-музыкальное представление «Русланисты» (2006г). Спектакль о встрече и пылкой плодотворной  творческой дружбе музыкантов разных национальностей, любящих общую Родину, видевших своё призвание и долг в служении Отчизне на поприще музыки. Русский дух, воплощённый в «Руслане и Людмиле» Глинкой зажёг сердца «пятёрки», ведомой Балакиревым и ввёл нашу национальную музыку в русло мировой классики.

симфоническая поэма-размышление «Русь» (2009г), где мы пробуем призвать слушателей к размышлению о достоинствах и опасностях русского национального характера ,пользуясь музыкой симфонической поэмы «Русь» М. А. Балакирева, прозой философа 

И.А. Ильина и народной русской поэзией.

литературно-музыкальное представление «Балакирев»(2010г)- постановка о делах и идеалах М.А. Балакирева, узнанные по его письмам, воспоминаниям современников,  поэтических аналогиях Н.Некрасова и философским трудам А.С. Хомякова.

        Трилогия: молодость, зрелость и опыт – итог жизни выдающегося   отечественного деятеля и  музыканта.

 Всё, что мы делаем, вынося на подмостки всегда проникнуто желанием высветить человеческую душу дивным притягивающим светом. Тематический концерт «Семь  ступеней в небеса» (2010г)  -  это о семи нотах, могущих создать гармонию. 

 «Рождественский огонёк» (2011г) – о добрых семейных традициях. Тематический вечер «Совет да любовь» (2011г) - о формировании семейных ценностей у подрастающего поколения.

   Авторов мы любим за разное. Сашу Черного мы выбираем за его трепетное неравнодушное перо и любовь. Любовь к детям. Любовь к Родине. Любовь к человеку. Литературный спектакль «Чужое солнце» (2009 г.) - это проза и поэзия, написанная в годы эмиграции, в годы разлада, отчаянья и все же о любви. Мы обращаемся, конечно, к Пушкину, к Г. Снегиреву, В. Далю, другим авторам и часто ко всему многообразию русской народной литературы.

  Пробовать перо мы решаемся нечасто. Дерзнули создать монтажи «Первый снег», «Последний снег» (2010 г) — проза и поэзия собственного сочинения.

  Достижением нашего коллектива может быть и то, что наша постановочная работа осуществляется совместно: учащиеся, родители и преподаватели. Сценическая жизнь стремится выйти из учебных залов. Мы выступаем в госпитале, санатории для ветеранов, школе — интернате, в средних школах, на открытых уличных площадках.

  Завершая маленький обзор нашей работы обозначим цель образовательной программы «Искусство звучащего слова».

    Формирование устойчивого интереса к высоким образцам художественной литературы, вырабатывая прочный навык культуры слова.

    Развитие творческого потенциала личности в исполнении различных форм речевой драматургии. Нравственный и духовный рост человека, приобщенного к лучшим проявлениям художественной и публицистической мысли. Благотворное воздействие воплощенным в зримые образы словом на слушателей.

                                          Муканова Светлана Васильевна

                                           преподаватель ОП «Искусство звучащего слова».